Обучение детей счету

Часто взрослые, думая что  математика — это только порядковый счёт, этому умению и учат детей. Ребёнок запоминает стихотворение: “Раз, два, три, четыре, пять….”, но не понимает что это значит. Или детям предлагается изучать счёт по картинкам («Сколько здесь мишек нарисовано?»)

Но природа ребёнка такова, что он изучает математические закономерности через сенсорику, через тело, через движение.

Монтессори мало говорила об обучении детей счёту, она говорила о развитии математического сознания, видении закономерностей и чувствовании количеств. Это развитие начинается с самого начала жизни ребёнка.

Вы удивитесь, но это так.

Мы берём малыша на руки и укачиваем его: он ощущает скорость покачивания, ритмичность наших движений, связь скорости движений и силу нашего объятия и т.д. Представляете? Он даже может телесно помнить, какое примерно время вы его обычно держите на руках, и начинать беспокоиться, когда время будет подходить к концу. Так в ребёнке развивается математическое представление задолго до того, как мы решаем, что пора учить его считать. Происходит подготовка, настройка тела на восприятие закономерностей.
Вот так, задолго до того, как родители задумаются, происходит обучение счету .
Все навернКак дошкольник учится считатьяка замечали, как дети любят прыгать. Но редко мы связываем прыжки с развитием математики, не замечаем, что таким образом происходит изучение ритма, скорости. Включайте детям разную ритмичную музыку, предоставляйте им возможность прыгать на матрасе, на мяче, прыгать на разных поверхностях, с разным звуком!
Всё этого формирует математическое мышление ребёнка. Способность ребёнка считать напрямую связана с тем, как ребёнок двигается, ощущает своё тело и себя в пространстве.
 
Как ребёнок учится считатьНо навряд ли он научится считать, если не будет слышать, как считают окружающие. Важнейшее условие его мотивации — видеть вокруг считающих, вычисляющих взрослых. Ребёнок всюду сталкивается с этой необходимостью: в транспорте, в магазинах, дома. Таким образом счёт встраивается в его жизнь, занимает важное место.
Создавайте для ребёнка среду, которая будет способствовать формированию математического мышления.

Как через Сенсорный Подход можно помогать ребёнку изучать математику:

Ничего специально делать не нужно! Ребёнка не нужно специально учить! Достаточно ВИДЕТЬ, как происходит развитие мышления ребёнка, понимать значимость  каждого движения и создавать среду, отвечающую его потребностям.Как дошкольник учится считать

Например, как ребёнок изучает размер помещения: он бегает по комнате, звучит, топает ногами, задевает предметы! Думаете, он старается вас разозлить своим шумом? Иногда — да, но далеко не всегда!

Знаете, что в этот момент происходит?

  • Он исследует сколько нужно времени, чтобы обежать всю комнату,

  • сколько шагов нужно совершить (он не считает, но тело запоминает эту информацию на уровне ощущений)

  • получается ли при беге размахивать руками или руки встречаются с мебелью — это уже информация о соотношении размера мебели и комнаты,

  • часто дети при таком изучении ещё звучат, захватывая своим исследованием и высоту потолков (возможно, вы не обращали внимание, как звучит голос в разных помещениях, но для детей это любимое занятие)

Список можно продолжать бесконечно!

Позже он сможет просто зайти в комнату и уже сразу увидеть её размеры. А ещё позже, уже в школе,он узнает, как размер записывается на бумаге: он узнает КАК СВОИ ТЕЛЕСНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ ПЕРЕВЕСТИ В ЦИФРЫ.

Изучение математики начинается с сенсорного переживания.

Чтобы ребёнок вдруг обнаружил в себе способность считать, должны сложиться кусочки одного пазла:

  • Сенсорное понимание количеств: много-мало, больше-меньше и т.п.  Кстати, когда ребёнок «жадничает», забирая себе все игрушки, он узнаёт: у меня много, а у другого, который плачет, нету ничего. Стоит посмотреть на такие ситуации с точки зрения «чему ребёнок учится в этот момент».

  • Интерес к изменению количеств и применению в обычной жизни. Через понимание количеств можно договориться:  «Ещё три раза, и всё», «давай поделимся» и т.п.

  • Восприятие последовательностей. ВАЖНО! Когда ребёнок самостоятельно одевается, он следит за порядком своих действий. Это умение изо дня в день готовит его к восприятию других последовательностей, например, последовательности счёта.

  • Окружающие взрослые, которые считают, вычисляют и используют этот навык в жизни.

  • Интерес к символам: “как то, что я вижу и ощущаю в жизни можно записать”

В завершении повторюсь ещё раз: наша задача — ВИДЕТЬ, как в ребёнке каждый день, каждую минуту формируется математическое сознание и создавать благоприятную для этого формирования среду.

Автор — Марина Белозёрова

19.11.2015 / Для педагогов, Для родителей, Статьи / Теги: , ,
Похожие записи

Добавить комментарий