О методе Монтессори

О методе Монтессори сейчас много информации и нет необходимости ещё раз подробно пересказывать написанное. Но, тем не менее, вопросы о том, что это за метод постоянно задают.  Поэтому я решила рассказать коротко об основном и сосредоточиться на том, что считаю особенно важным.

Монтессори наблюдала и описывала  реальный опыт того, как дети обучались, какие потребности демонстрировали. Её метод — результат многолетнего наблюдения за тенденциями детей в разных уголках мира и  открытия закономерностей развития человека.

В те времена, в первой половине 20 века, её идеи о воспитании в свободе стали бомбой, да и сейчас ещё нет действительного понимания что такое свобода, как ею пользоваться, что она даёт человеку. Представляете, тогда, когда всё образование было заточено на воспитание послушности и исполнительности, она стала говорить о возможности человеку самому быть «строителем своей жизни»!

20150622-PK5S3523

Сейчас мышление совершенно изменилось,  на смену воспитанию исполнительности медленно, но верно приходит развитие проектного мышления, которое возможно только, если человек растёт в согласии с собой (со своим индивидуальным природным ритмом, со своими интересами, со своим форматом мышления).

Вот в чём гениальность метода Монтессори: то, что о чём она говорила сто лет назад, только сейчас становится доступно миру.

На примере расскажу что такое проектное мышление и как оно развивается:

Сейчас молодому энергичному человеку, который задумывает собственный проект необходимо обладать такими компетенциями, как:

  •  осознание своих желаний =  ЧТО Я ХОЧУ?
  • умение принимать решение = Я ХОЧУ
  •  планирование  своей деятельности = ЧТО И КОГДА НУЖНО СДЕЛАТЬ?
  • поиск нужных ресурсов (материальных и человеческих) для реализации проекта = ЧТО МНЕ ДЛЯ ЭТОГО НЕОБХОДИМО?
  • полная ответственность за свои действия = ЧТО ПОЛУЧИТСЯ?
  • умение довести до конца и оценить плод своего труда — УДОВЛЕТВОРЁН ЛИ Я?

Понятно, что есть много возможностей приобрести эти умения. Но мы здесь про метод Монтессори, и я вам покажу параллель, которая  когда-то поразила и вдохновила обучать своих детей в школе Монтессори:

Ребёнок трёх лет обнаруживает в себе желание заниматься «взрослыми» хозяйственными делами: мыть посуду, подметать и т.п. Как мама! То естьбыть в контакте со своим желанием = ЧТО Я ХОЧУ?

И он начинает ежедневно проявлять этот интерес: забираться на табуретку, чтобы мыть посуду, стремится подметать огромной шваброй, вытирать лужу  папиной футболкой = это проявление компетенции принятия решения (Я ХОЧУ!) и нахождения ресурса для реализации потребности (ЧТО МНЕ ДЛЯ ЭТОГО НЕОБХОДИМО). Нам остаётся только предложить ему нужные инструменты. 

Он занимается этой деятельностью ровно столько, сколько считает нужным и возвращается к ней тогда, когда считает необходимым = это то, что позже трансформируется в  компетенцию планирования своей деятельности (ЧТО И КОГДА НУЖНО СДЕЛАТЬ?). Поэтому нам нужно организовать пространство так, чтобы ребёнок мог в любой момент вернуться к своей деятельности.

Когда ребёнок завершает дело, он часто зовёт близкого человека, чтобы он присоединился к его радости от проделанной работы = если ребёнок не получает негативной оценки со стороны значимого взрослого, позже это станет умением оценивать свою деятельность и принимать решение о необходимости её доделывания или нет (УДОВЛЕТВОРЁН ЛИ Я?)

Представляете, этот механизм работает в любом возрасте: и в год, и семь, и в десять леIMG_2113т! Меняются потребности, задачи, степень завершённости и т.п., но механизм остаётся
неизменным. И наша задача в том, чтобы поддержать его, не разрушить, не выставить преграды и барьеры.

 

Ещё про два наиважнейших фактора развития ребёнка:

Внутренняя мотивация — сильнейший двигатель развития человека, от него зависит успех. Только в свободе может проявиться внутренний мотив ребёнка, именно поэтому и необходима среда, где ребёнок находится в поиске и выборе. Как может обнаружиться его истинный интерес, если за него все решения принимают взрослые

Спонтанная концентрация внимания — в момент истинного сосредоточения (не вызванного искусственно взрослыми) ребёнок получает, не побоюсь этого слова, «мистический» опыт, который заставляет его возвращаться к этой деятельности снова и снова, получая наслаждение от проделываемой работы. 

В завершении, кратко опишу основные условия реализации идей Монтессори:

  1. Ребёнок обладает природной тенденцией и стремлением к развитию. Именно это явление заставляет его начать говорить, ходить, исследовать и изучать мир.
  2. Развитие и обучение происходит через создание особенной среды. Дети находятся в среде, они свободны и сами выбирают  себе занятие, и любая  деятельность работает на их развитие. Подобно тому, как человек через воду и пищу  получает жизненные ресурсы, через среду дети напитываются и получают импульс к дальнейшему обучению.
  3. Чем меньше взрослых находится  в среде, тем больше у детей возможности быть самостоятельными.
  4. Дети занимаются в  разновозрастных группах (как в многодетной семье), что позволяет младшим тянуться за старшими, а старшим помогать малышам.
  5. Роль взрослого в том, чтобы вовремя замечать тенденции потребностей детей и пополнять среду. У взрослых не возникает необходимости завоёвывать интерес ребёнка внешними стимулами и приёмами, надо только увидеть действительный, естественный, живой мотив ребёнка и создать условия для его питания.IMG_2484
16.10.2015 / Для педагогов, Для родителей, Статьи / Теги: ,
Похожие записи