Период развития речи

Известно, что в первые 6 лет ребёнок осваивает всю структуру родного языка, его мелодию, ритмичность, вкус. Также известно, что ребёнка не надо учить говорить. Достаточно того, что он с рождения слышит речь, смотрит за тем, как двигаются губы мамы, ощущает вибрацию голоса, находясь у неё на руках.  Но если ребёнок не будет слышать речь, развития происходить не будет — и это тоже важно знать!

речь

Странно получается: сензитивный период развития речи длится весь дошкольный период. И в чём тогда фишка, недоумевают взрослые, в чём смысл читать эту статью? В том, что есть уникальности этого периода, которые  Монтессори  увидела и описала.Она говорила о таких спонтанных явлениях в жизни ребёнка: “лавинообразная речь”, “взрыв письма”, “взрыв чтения”. Тут стоит оговориться, что письмо и чтение — это тоже речь. Согласны?

Итак, сначала ребёнок учится говорить и первый подпериод условно называется “Накопление словарного запаса”.

Также, как и во всех периодах развития ребёнка, есть  внешние проявления каждого периода. Вы замечаете, что  ребёнок начинает повторять звуки (гулить) — это период гуления. Позже  он переходит к повторению слогов. А ещё позже к  простым словам.

Наша задача в том, чтобы заметить на что обращает внимание ребёнок и поддержать это. Например, если вы замечаете, что малыш очень внимательно смотрит на вас вовремя вашей речи — он впитывает артикуляцию, — старайтесь говорить с ним чётко, не торопясь, повернувшись к нему. Или если ребёнок стал повторять звуки или слоги, повторяйте их вместе с ним, пропевайте.

Ребёнок накапливает, накапливает в себе язык родителей, а потом вдруг происходит “взрыв”:  ребёнок начинает ГОВОРИТЬ!!! У всех интенсивность этого “взрыва” разная: у кого-то просто лавина слов, у кого-то редкие слова, но уже становится ясно, что “ребёнок заговорил”.

Что стоит делать, чтобы поддержать речь ребёнка: разговаривать с ним, читать книжки, рассказывать сказки, петь, смеяться, играть, звучать….

Чего НЕ стоит делать: исправлять речь ребёнка, делать замечания по произношению слов, запрещать плакать (это блокирует голосовые связки), смеяться, звучать.

Накопление словарного запаса ребёнка происходит безостановочно, круглосуточно.

Очень  важно, чтобы ребёнок знакомился с новыми названиями через предметы,  действия, ощущения. Чем больше ребёнок вовлечён в сенсорный, телесный опыт, тем активнее будет развиваться его речь.Как проявляется активность периода накопления слов ребёнком? Он всё время спрашивает “Что это”, “Почему”. Часто вопрос “почему” относится именно к узнаванию новых слов, а не к желанию узнать причину чего-то.

Кстати: даже если ребёнок общается через слоги, упрощение слов (би-би, мяу и т.п.) взрослым важно  называть слова так, как они есть (машина, кошка и т.п.).

После того, как заметили, что “лёд тронулся” (ребёнок заговорил), идёт достаточно длительное время “пополнения словаря”. Накопление происходит невероятными темпами, которые возможны только в этот период (потому он и назван сензитивным, т.е. периодом наибольшей открытости).

20150622-PK5S3516

 

Постепенно ребёнок замечает, что речь можно не только произносить, но и рисовать. Вот, кстати, почему так важна возможность рисовать! В свободном рисовании ребёнок проявляет себя, свою речь. Замечали, что в рисовании ребёнок часто звучит? Вот-вот. (Но это отдельная история большого семинара, который уже зреет у нас, не будем в неё сейчас сильно погружаться)

В какой-то момент вы начнёте замечать, что ребёнок всё время ходит по полоскам (как будто телом обводит линии), а позже пальчиком всё обводит: полоски, дорожки, всё, что видит. ВОТ! Подступает период изучения письма. Начинается он с подготовки руки и зрительного внимания.

DSC00323

Примерно тогда же ребёнок начинает интересоваться буквами. Он смотрит на них, спрашивает что написано, имитирует письмо… Вот он, период письма. Но это ещё не взрыв! “Взрыв” — это когда в ребёнке объединяется сильнейший интерес к символам, координационная возможность записывать эти символы и открытие, что речь можно написать! Вот это БОМБА!

Какой мой главный совет: не учите ребёнка писать! Также, как и в освоении движений: создайте возможность! И тогда вы станете свидетелем удивительного чуда, когда ребёнок сделает сам это открытие: речь можно написать!

Есть ещё такое время, когда ребёнок активно интересуется звучанием слов. Ему нравятся рифмы (кстати, отсюда интерес детей к дразнилкам), он начинает выделять голосом звуки слова. Это время стоит поймать и поддержать: это звуковой анализ слова. Но опять же, не злоупотребляйте. Просто играйте с ребёнком!

DSC00346

Много времени должно пройти прежде, чем ребёнок обнаружит в себе умение читать. Верите? Ребёнок просто очень много пишет, обводит, штрихует, снова пишет. Вот уже слова пишет, а прочитать их не может (это очень часто так бывает). Но в один прекрасный день — снова открытие! “Я УМЕЮ ЧИТАТЬ”.

Не могу не удержаться от очередного совета: не учите ребёнка читать! Отвечайте на его вопросы, показывайте буквы, но не учите. Читайте сами! Читайте везде! Зачитывайтесь! Наслаждайтесь чтением! И это станет ценностью для ребёнка. Не делайте из чтения обязанность (ни к чему хорошему это не приведёт). Важно, чтобы  в доступе ребёнка были буквы , чтобы была бумага и карандаши. И ещё важно не оценивать его работу.

Конечно, есть много нюансов того, как взрослые могут способствовать развитию речи, но сейчас не буду углубляться, ведь сегодня я просто про период. А как, да что —  это тема ещё одного отдельного разговора ))  

Здесь читайте про то, что такое сензитивные периоды

01.11.2015 / Для педагогов, Для родителей, Статьи / Теги:
Похожие записи

Добавить комментарий