Потребность ребёнка в порядке

Сразу развею миф о периоде порядка: ожидание, что если вы поддержите период порядка у ребёнка, то потом он будет складывать всё на место и делать уборку! Как бы не так!

Порядок в понимании взрослого и в понимании ребёнка — две большие разницы. Для ребёнка — это постоянство некоторых явлений  окружающего его. Да, конечно, ребёнок через внешний порядок узнаёт закономерности окружающего мира, ему порядок нужен. Но не ожидайте от ребёнка того порядка, который есть в вашем представлении. 

Но начну сначала:  Примерно в возрасте от 1,5 до 3 лет у ребёнка обостряется чувствительность к постоянству 

  • в предметах,
  • во времени,
  • в отношениях

Заметьте: ПРИМЕРНО в этом возрасте! Может быть раньше, может быть позже. Бывает, в 2-3 не очень проявляется, но расцветает в 4. Все дети разные!

Постоянство в этом возрасте равно безопасности. То есть, когда вы видите, то ребёнку важен какой-то порядок — это не просто его “каприз”, а его потребность в ощущении безопасности.  IMG_2260

Он вдруг начинает бурно реагировать на изменение внешней среды. Причём, какие-то изменения он не будет вообще замечать, а на какое-то незначительное с нашей точки зрения изменение отреагирует. Например, переставленную мебель в квартире может не заметить, а папина обувь не на том месте вызовет бурю негодования.

Опишу, как развиваются события, если взрослые не знают про  потребность ребёнка в постоянстве:  ребёнок заходит в комнату, в которой он ожидает увидеть свой стульчик на  родном месте. Но видит его на столе, т.к. мама до этого мыла пол и забыла поставить на место. Продолжение может быть очень разное: возможно, ребёнок сам полезет доставать стул, а возможно он начнёт громко кричать. Взрослые, не понимая почему ребёнок вдруг кричит, просят его замолчать, но это не решает вопрос ребёнка, поэтому он продолжает кричать громче и громче. Тут же находится родственник, который сообщает маме, что она не умеет воспитывать ребёнка и т.п. Покатилось-покатилось….

А причина просто в том, что не учтена возрастная потребность ребёнка в порядке.

Не пугайтесь, знание потребности в порядке не означает, что весь мир должен быть подстроен под ребёнка. Психика у ребёнка достаточно гибкая, чтобы быть в состоянии принимать изменения окружающего. Но некоторые моменты (повторю: лишь некоторые!) для него важны.

Порядок во времени — это постоянство главных событий в течение дня. Например, ребёнок привыкает, что перед сном мама читает книжку, потом немного сидит с ним, поёт песенку. Это порядок. Изменение этого порядка может вызвать тревогу, а  соответственно бессонную ночь.

А вот пример потребности в постоянстве отношений: ребёнок знает, что когда папа уходит на работу, мама  провожает его в прихожей. Однажды мама с папой поссорились, и папа уходит на работу сам. Этот факт может сильно обеспокоить ребёнка.

В расцвет периода порядка ребёнку нравится повторять помногу одно и тоже действие. Причина повторений ещё и в том, что в этом возрасте происходит интенсивнейшее развитие мозга ребёнка, то есть ребёнок сам, следуя своей природе, тренирует мозговую деятельность через многократное повторение действий.

20150622-DSCF0342

Дети все разные, и естественно проявления потребности в порядке будут разные, в разной степени. Для кого-то важно, чтобы книжки лежали в определённом порядке, но всё остальное может быть разбросано по комнате ровным слоем, а для кого-то важно, чтобы всё лежало на местах.   

Как же узнать, в чём потребность ребёнка, что для него важно, а что нет? Понаблюдайте за ним! И вы точно заметите закономерности. Например, почему-то проходя мимо полки с игрушками, ребёнок одну машинку ставит в определённое место. Невзначай, незаметно. Но регулярно! )))

Наблюдайте за ребёнком, записывайте свои наблюдения. Это может избавить вас от большого количества сложностей )

Вот такая сегодня получилась статья, с историями.

Подробнее про сензитивные периоды развития ребёнка

 

 

04.11.2015 / Для педагогов, Для родителей, Статьи / Теги:
Похожие записи

Добавить комментарий