В чём смысл сенсорного развития?

Наблюдаю за тем, как пошла волна интереса к сенсорному развитию детей, как стали организовываться сенсорные пространства, проводиться сенсорные занятия. Сенсорика рулит!
Но друзья! Сенсорика — не цель. Это только возможность для развития и обучения, и об этом нельзя забывать.
Вы удивитесь моим словам, ведь я сама всё время обращаю всех к корням, к основе. Сама всё время твержу о том, что сенсорика — платформа для развития. Уговариваю переключиться с погони за знаниями на создание базовых условий, для дальнейшего обучения детей. Помните «Айсберг обучения»?

 

В чём смысл сенсорного развития

 Но давайте смотреть не только себе под ноги, но и дальше.
Возьмём, например, принцип метода сенсорной  интеграции: получение ребёнком сенсорного впечатления несёт за собой адаптивный ответ, т.е. какое-то действие. Если впечатление воспринимается негативно, то и его последующее действие не принесёт пользу  или, что ещё хуже, будет тормозить  развитие ребёнка  (собственно из-за чего часто и происходят задержки в развитии).
Например, если ребёнок с повышенной боязнью к неожиданному изменению положения тела сталкивается с другим ребёнком и теряет равновесие, то его реакция может быть совершенно непредсказуемой — от испуганного крика до вспышки неуправляемой ярости. Естественно, такие ситуации будут влиять и на его общее состояние, и на его желание общаться с другими, и на его развитие (т.к. все его силы собраны на удержании контроля за ситуацией).
 сенсорное развитие
Вот, что мы должны рассматривать и изучать, на чём должны сконцентрировать всё своё внимание:
Как проявляется ребёнок после получения сенсорного опыта.
Как через сенсорику можем помочь ребёнку действовать эффективно.
Какую пользу ребёнок получает через сенсорный опыт. 
Нам нельзя забывать ДЛЯ ЧЕГО мы создаём сенсорное пространство, ЧТО ребёнок получает в нём, КАК происходящее влияет на его развитие.

 
Я часто размышляю над тем, почему сейчас для многих сенсорика оказалась целью. Вспоминая свой опыт, наблюдая за развитием «Каштана», я предположила, что для того, чтобы глубоко понять смысл сенсорики, нам надо изучить её на себе. Собственно, это и происходит. Все взялись изучать сенсорику, знакомиться с ней, узнавать себя через неё по-новому. Это хорошо: после этого периода последует следующее — осознанное понимание для чего это нужно детям.В чём смысл сенсорного развития
Но не застревайте.
Не уходите в кайф от ощущений.
Не зависайте в этом.
Однажды я писала в письме одному близкому человеку, что сенсорика  сама по себе не имеет смысла. Уходить только в ощущения — это все равно, что попасть в тупик лабиринта. Быть внимательными к тому, что ощущаем, доверять своему телу — ДА! Но если посмотреть дальше, мы увидим, что это коридор в следующее пространство.
Если обнаружим этот путь, найдём ответ на вопрос ДЛЯ ЧЕГО сенсорика, то не будет возникать разногласий в вопросах «…но должен же ребёнок когда-то делать то, что надо», «…должен же принимать правила и слушаться» и т.д.
Просто всё встанет на свои места.
На волне таких размышлений пришла идея рассказать наконец что же мы делаем, и что такое Сенсорный Подход. А то всё говорим про сенсорный подход, а толком никто и не знает что имеем в виду. 27 января расскажу.
Марина Белозёрова
20.01.2016 / Для педагогов, Для родителей, Статьи / Теги: , ,
Похожие записи

Добавить комментарий