Что такое сенсорный подход

И не думайте, что Сенсорный подход — это метод. Нет, не метод. Почему это важно?
Важно потому, что метод включает в себя описанную технологию, а сенсорный подход может быть применим к очень разным методам. В «Каштане», например, соединяются метод Монтессори, Орф-педагогика, сенсорная интеграция и др.
Объединяет эти методы подход к развитию детей через специально организованные пространства, проще говоря, через среду. Это то, что ещё называют «средовой педагогикой».
Мы увидели общее НАЧАЛО, из которого по сути можно создать любую среду для детей до 6 лет: языковую, математическую, танцевальную — какую угодно. Начало это в сенсорике, во внимании к ощущениям и осознавании своего тела.

IMG_2674

Что за слово такое — сенсорика? Это восприятие окружающего через все органы чувств человека, через тело. Возьмём для начала общеизвестные: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание (ощущения от прикосновений к коже).
А знали ли вы, что ещё есть ощущения, получаемые от мышц? Как человек узнаёт, в каком положении находится его тело? Вот, через это самое ощущение мышц.
А ещё есть вестибулярное ощущение — ощущение от качаний, кружений. Барическое — ощущение веса предметов.
И много других, потому что всё наше тело — очень тонко настроенный сенсор.У детей дошкольного возраста сенсорное восприятие особенно активно, это их основной источник информации. После 7 лет акцент смещается на абстракцию, но не раньше! Это важно знать, потому что тогда понятно почему дошкольникам важно всё потрогать и почему им вредно обучение без движения — на словах и картинках.
Так вот, сенсорный подход заключается в том, чтобы всё взаимодействие с детьми до 6-7 лет выстраивать через движение, ощущения.IMG_3943

Ещё важное условие сенсорного подхода — спонтанность. Всё возникает и происходит в моменте. Это условие требует от взрослых особенной чувствительности, открытости, умению быть во внимании к себе и к детям.

Что ещё является ценностью сенсорного подхода: мы ничего не придумываем. Мы наблюдаем за детьми, за тем как они реагируют на что-то, как развиваются, как меняется их состояние в зависимости от изменений окружающей среды и строим пространство под них. Так родилось понимание того, что в среду Монтессори надо включать игры с водой, крупой и песком, что музыкальную среду надо основывать на спонтанном танце и множество других открытий.

Важнейшее место сенсорного подхода — наблюдение. Через наблюдение можно узнать что ребёнку нужно, как организовать для него пространство, почему иногда не работает то, что мы предлагаем. Всё в наблюдении.

Что даёт сенсорный подход?

Первое — он помогает человеку гармонизироваться, двигаться в согласии со своей природой, со своим темпом развития. Помогает детям почувствовать себя на своём месте. Всем знакомо чувство, когда вы не на своём месте. Это ужасно! Представляете, как чувствует себя ребёнок 2-3 лет, которого усаживают за парту, чтобы он привыкал сосредотачивать внимание! Природа формирования концентрации внимания не имеет ничего общего с усаживанием ребёнка за парту! Внимания рождается в движении. Про это ещё много буду рассказывать)

Второе — сенсорный подход помогает ребёнку почувствовать собственный импульс к развитию и исследованию. И тогда пропадает необходимость искусственно мотивировать ребёнка, он САМ стремится к обучению.

Третье — ребёнок очень чётко ощущает свои границы. Благодаря сенсорной свободе, в которой он находится, ребёнок телесно ощущает границы себя и других людей. Конечно, это не значит, что он не будет проверять границы на стойкость, но большая часть вопросов отпадает сама собой.

Забегая немного вперёд, отвечу на вопрос Монтессори-педагогов, который уже ощущаю: всё, что перечислила, очень соотносится с методом Монтессори: та же самостоятельность, уверенность, мотивация. В чём разница? Разница и есть, и нет. Если посмотреть, как реализуется сейчас метод Монтессори — разница есть. К сожалению, сейчас среда Монтессори становится довольно жёсткой структурой, где ребёнок должен заниматься по очень категорично очерченным правилам. Произошло замещение. Монтессори создала свой метод наблюдая за детьми и описывая закономерности их развития. А сейчас метод превращается в «подравнивание» детей под то, что она описала. А дети меняются!

Что-то я разболталась сегодня ) Сенсорный подход стоит осваивать постепенно, погружаясь всё глубже и глубже в тонкости. Буду стараться рассказывать небольшими частями, направляя ваше внимание на разные его стороны.

02.10.2015 / Для педагогов, Для родителей, Статьи / Теги: ,
Похожие записи

Добавить комментарий